Миф и история Для одних народов характерно условно "мифологическое" сознание, для других народов характерно условно "историческое" сознание. Хорошими примерами могут служить древние греки и римляне. Греки - народ с "мифологической" формой осмысления окружающего мира, у них существовало множество мифов, причём каждый - в куче разнообразных вариантов. И всё происходящее с ними или с их соседями они осмысляли в мифологическом ключе. А вот для римлян это было совсем нехарактерно. Сама их религия была какой-то "немифологической" - у них и мифологии как таковой почти не было, мифы о богах римляне заимствовали от греков. Зато у римлян был богатейший исторический эпос (предания об Альбе Лонге и её царях, о Ромуле и Реме и основании Рима, о похищении сабинянок, о первых римских царях, о Бруте, о Горации Коклесе, о Муции Сцеволе, о Кориолане, о Цинциннате, о гусях, спасших Рим и т.д.) и "историческая" форма понимания окружающего мира. История и традиция - это был центр их мира, к ним римляне обращались постоянно, переживая события далёкого прошлого как если бы они произошли вчера. Интересно, к какому из этих типов принадлежит русский народ? Думаю, что к "историческому" типу. Мифологическое творчество для нас не характерно. Достаточно сказать, что в России (в отличие от Западной Европы или Византии) практически не было теологических споров и вообще теология и богословие не получили особого развития (достаточно вспомнить, что Раскол в XVII в. возник не по причинам теологических разногласий, а из-за обрядов). То есть у нас отношение к религии какое-то, как бы это лучше сформулировать... отстранённое что ли. Не творческое, для нас вера не была объектом творчества. Поэтому, думаю, русские - это народ с "исторической", а не "мифологической" формой мышления.

Теги других блогов: история мифология русский народ