Афоня - герой нашего времени два Подобно тому как Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Печорина блестяще сумел обрисовать обобщённый портрет представителя «потерянного поколения» 1830-х годов, Георгий Данелия в фильме «Афоня» метко нарисовал портрет «героя» времён позднего СССР. Не знаю, ставил ли специально Данеля себе такую задачу или это у него случайно получилось, но по факту у него вышел «Герой нашего времени два». Основная черта позднесоветской эпохи – инерционность. Реальная вера в идеалы коммунизма давно была утрачена, всё шло исключительно по инерции, ответ на вопрос «что мы делаем и для чего?» терялся, а вместе с тем терялся и смысл жизни как для общества в целом, так и для отдельного человека в частности. Афоня – зеркало этого безыдейного периода, это человек-амёба, просто плывущий в потоке времени. У него нет никаких идеалов, никаких целей, никаких стремлений, никаких интересов. Даже хотя бы к какому-то к элементарному улучшению своей собственной жизни Афоня по сути не стремится: ни продвинуться по службе, ни получать зарплату больше (брать мелкие взятки с жильцов – его потолок). Если Печорин от скуки хотя бы пускался в какие-то авантюры, то Афоня и на это не способен: его хватает лишь на то, чтобы пить в компании таких же как он, да вступать в случайные связи с женщинами, которым он представляется разными именами. На какие-то серьёзные отношения он не способен, как и в принципе ни на что серьёзное. При этом нельзя сказать, что Афоня ничего не понимает – он всё прекрасно понимает и его амёбная жизнь перемежается сеансами жалости к себе. Но что-то изменить и отказаться он не может и даже «оптимистический» финал фильма остаётся двусмысленным: на сколько хватит Афоню, чтобы попытаться построить что-то серьёзное с «кареглазой»? Вопрос открытый. Ну и понятно, что общество, главным «героем» которого стал Афоня, обречено на деградацию и распад.Так что случившееся с Советским Союзом дальше вполне закономерно, было бы странно, если бы со «страной Афонь» случилось что-то другое. И характерно, что снявший в 1975 г. этот фильм-диагноз, через десять лет Данелия снимает уже фильм прогноз «Кин-Дза-Дза», где блестяще изображает то, где скоро обречено оказаться советское общество – на планете Плюк. Самооправдание Афони: «не я такой, жизнь вокруг такая». Как Печорин был закономерным порождением «холодной» николаевской эпохи с её давящей силой государства, навалившегося глыбой на общество и закрывшего людям путь к полноценной самореализации, также и Афоня был закономерным порождением «болотной» эпохи брежневской, когда у человека фактически исчезли стимулы к чему-то стремиться, стимулы как духовные, так и материальные (что выразилось в росте в обществе социальных девиаций, в частности алкоголизма). Парадокс в том, что внешне брежневская эпоха была вполне благополучной: экономика и благосостояние населения росли, военная и внешняя мощь страны казалась незыблемой. Но внутри, под этим фасадом внешнего благополучия, всё начало гнить. Во-первых, как я уже отметил выше, в обществе нарастал кризис идейный. Реальная вера в торжество идеалов коммунизма была утрачена, творчество сменилось схоластикой и инерцией. Во-вторых, само по себе нарастание социальной защищённости и материального благополучия в обществе стимулировали людей к переходу на «амёбный» образ жизни, лишали стимулов как-то «двигаться»? Зачем двигаться, если можно и ничего не делая вполне нормально жить? Живёт же Афоня и вполне себе, по меркам эпохи, неплохо живёт. Зачем ему особо стараться на работе, если зарплату он в любом случае получит, а уволить его с работы практически нереально (социализм же)? Вот он себе и работает спустя рукава, пьёт, дебоширит и т.д., а с ним годами ведут «воспитательную работу» и «ставят на вид». И в этом, пожалуй, заключается главный парадокс человеческого общества и всей человеческой истории: люди стремятся к комфорту, но как только общество достигает определённого уровня комфортной жизни, тут же на первый план выдвигается фигура Афони, общество начинает стремительно деградировать и распадаться…