"Крёстный отец": Вито и Майкл. Отец и сын
Пересмотрел трилогию Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец» и задумался о том, на сколько разными, можно даже сказать, противоположными, были два «крёстных отца», два лидера клана Корлеоне: отец Вито Корлеоне (Роберт де Ниро в молодости и Марлон Брандо в старости) и его сын Майкл Корлеоне (Аль Пачино). Оба занялись преступной деятельностью как бы по необходимости (Вито Корлеоне надо было кормить семью после увольнения с работы, а Майкл оказался единственным, кто мог бы отомстить за покушение на отца, хотя до этого он, в отличие от своих старших братьев, не хотел иметь ничего общего с его «бизнесом»), но дальше шли совершенно разными путями. Вито Корлеоне строил вокруг себя традиционный мир и разностороннюю систему социальных связей, а Майкл сделался хладнокровным бандитом новой формации, для которого уже ничто кроме денег и того влияния, которое они приносят, не имело значения. Основные отличия между отцом и сыном:
«За справедливостью надо обращаться не в полицию, за справедливостью надо обращаться к Дону Корлеону». Дон Вито Корлеоне живёт по строгому внутреннему моральному кодексу. Он не чужд определённой рыцарственности, благородства и робин-гудства. Любой представитель итальянской общины, попавший в беду или столкнувшийся с трудностями, пострадавший от несправедливости или действий сильных мира сего, может прийти к Дону Корлеоне, чтобы попросить его о помощи и восстановлении справедливости. И получить помощь. Например, во второй части нам показывают, как молодой Вито помог женщине, которую арендодатель хотел за неуплату выселить из квартиры.
«Настоящий мужчина тот, кто уделяет внимание семье». Для Вито Корлеоне семья – центр его мира. У него прекрасные отношения с женой, он любящий муж и заботливый отец (помимо трёх собственный детей у него ещё один приёмный сын), он поддерживает общение с многочисленной роднёй, у него много крестников, о которых он заботится почти также как о родных детях. Помимо кровного родства Вито Корлеоне высоко ценит дружбу и нет более верного друга, чем он. Обо всех своих родственниках, крестниках и друзьях он заботится, опекает, следит за жизнью каждого из них и помогает всем, чем только может. Любит собирать всю эту свою «семью» на праздники.
«Мы не убийцы, что бы ни говорил о нас этот гробовщик».Да, бизнес Вито Корлеоне имеет криминальный характер, а значит не обходится без насилия. Но Вито Корлеоне относится к насилию лишь как к суровой необходимости. Там, где можно его избежать, он его избегает. Там, где можно решить вопрос миром, он предпочитает решить вопрос миром. Характерно, что он категорически отказывается помогать наркомафии, заявляя, что «наркотики – это грязный бизнес», за что наркомафия объявляет клану Корлеоне войну, о которой повествует первая часть трилогии.
Майкл по всем трём пунктам противоположен отцу. У него нет и намёка на рыцарственность и робин-гудство. Ни в одной из трёх частей нам не показывают, чтобы он просто кому-то помог, как то делал его отец. Только расчётливая благотворительность, ориентированная на публичность и имидж.
Формально Майкл продолжает говорить о важности семьи и своей преданности её интересам, о долге перед семьёй, но реально семья для него сдвигается на второй план по отношению к деньгам и власти. Мы больше не видим трогательной заботы о родственниках и крестниках (их, судя по всему, у Майкла, в отличие от отца, немного). Более того, оступившихся членов семьи Майкл безжалостно карает (о его отце подробных фактов неизвестно). В конце первой части по его приказу за предательство убивают мужа его сестры. При этом у них только недавно родился ребёнок, крёстным отцом которого стал Майкл. Но ни чувства сестры, ни то, что племянник-крестник будет расти без отца, его не остановило. Он мог выбрать более мягкое наказание, но поступил наиболее жёстким образом. Да, ситуация была непростая: предательство было налицо (из-за него погиб старший брат Майкла Сантино), да и муж сестры – не кровная родня... Но во втором фильме Майкл пошёл дальше и хладнокровно убил своего (единственного на тот момент) брата Фредо. Да, предательство и там имело место, но предательство в силу малодушия и слабости: Фредо был слишком мягким, самым неприспособленным из трёх братьев, отчего чувствовал себя очень неловко перед всеми, «Ты не можешь простить Фредо? Он такой беззащитный без тебя» - говорит Майклу их сестра Конни. Фредо раскаялся и просил прощения у Майкла, но это его не спасло. Особый ужас братоубийству придают два факта: во-первых, Майкл дождался пока умрёт их мать, после чего тут же расправился с братом; во-вторых, Майкл нарушил заключённый мир. Они с братом обнялись и примирились. Всё, после этого ни о какой мести не могло быть речи. Хочешь мстить – не обнимайся и не говори, что простил и помирился. Обнялся и примирился – не мсти. Одно из двух. Майкл же сделал вид, что простил брата и помирился с ним, а сам хладнокровно выжидал лишь подходящего момента, чтобы его убить… Отношения с женой у Майкла тоже не сложились и в итоге она от него ушла, после чего он отобрал у неё детей и запретил с ними видеться… В общем, в семье всё было сложно… Да и семьи как таковой по-сути не стало. Брата убил, жена ушла… Какая же это семья? Естественно, что и настоящих друзей у холодно-отстранённого Майкла не было.
Понятно, что если Майкл без колебаний мог убить родного брата или любого другого члена своей семьи, то по отношению к внешнему миру насилие было для него делом обыденным. Убить любого, кто мешает «бизнесу» было для него нормой.
Вито Корлеоне всегда оставался живым человеком, Майкл Корлеоне превратился в жестокого и бездушного монстра, готового на всё ради денег и власти. Видимо, его подвело и толкнуло на неверный путь гипертрофированное чувство долга. Из чувства долга он в 1941 году пошёл добровольцем в армию (сцена в конце второй части), из чувства долга пошёл мстить за отца, а потом и принял бразды правления его криминальной империей… А дальше он попал словно в замкнутый круг, когда долг стал выполняться ради долга. Там, где его отцом руководили живые чувства, там Майкл видел лишь абстрактный «долг». И он выполнял этот «долг» так как его понимал, выполнял не считаясь ни с чем… И уничтожил мир своего отца.